Всегда готов
В игре участвуют 6 пионеров и 6 беспризорных. Те и другие стараются перетянуть друг друга на свою сторону, что и составляет фабулу игры.
Число играющих — двое.
Принадлежности игры. Лист бумаги расчерчивается на 144 квадрата (12 X12) (рис.). Четыре средних квадрата — нейтральная зона, куда никто из играющих не может поставить своих шашек. Помимо этого, на чертеже имеется 10 баз беспризорных и 10 баз пионеров.
Для игры требуется 24 шашки — 12 белых и 12 черных, при чем фактически в игре всегда принимает участие всего 12 шашек — остальные находятся в резерве.
Описание игры. Шесть белых шашек, означающих пионеров, становятся на клетки с буквой „п”, а шесть черных шашек — беспризорных—на клетки с буквой „б”. Цель игры для пионеров — привлечь в свои отряды беспризорных; последние же в свою очередь стараются „сорвать галстук” с пионеров, т. е. завербовать их в ряды беспризорных.
Эта цель может быть достигнута двумя способами:
1) путем окружения шашки противника заставить ее встать на базу противной стороны, либо
2) перешагнуть через шашку противника.
В том и другом случае шашка переходит к противной стороне.
Игра кончается, когда все пионеры станут беспризорными или, наоборот, все беспризорные будут пионерами.
Правила игры. 1. Играющие ходят по очереди, делая по одному ходу (начинают пионеры — белые шашки).
2. Ходить можно лишь по диагонали (по заштрихованным клеткам, как при игре в шашки) на следующий свободный квадратик и притом лишь в сторону противника. Ходить назад не разрешается.
3. Шашка, вынужденная встать на базу противной стороны, начинает играть за противника, в виду чего она немедленно же заменяется одной из запасных шашек соответствующего цвета.
4. Перешагнуть через шашку противника значит встать по другую ее сторону, впереди или позади-безразлично. В этом случае перешагнутая шашка переходит на сторону перешагнувшего и заменяется согласно правилу 3.
Перешагнуть сразу можно через несколько шашек противника, лишь бы они соответствующим образом были расположены.
5. Перешагнуть через шашку противника обязательно, хотя это бывает и не всегда выгодно для играющего.
6. Если после перешагивания шашка становится на базу противника, то в этом случае она переходит на его сторону обычным путем, согласно правилу 4. Если же представляется возможность перешагнуть сразу через несколько шашек противника, то временное вступление в его базу не влечет за собой перехода на его сторону.
7. Шашка, перешедшая на сторону противника, например, на сторону пионеров, движется в том же направлении, в каком движутся остальные шашки пионеров.
8. Беспризорные, достигшие клеточек с буквами „п”, и пионеры — клеточек с буквами „б”—переворачивают свои шашки и называются первые — „атаманом”, а пионеры — „вожатым”. Атаман и вожатый получают право передвигаться через несколько клеточек, (как дамки в игре в шашки). Так же издалека они могут и перешагнуть через шашки противника. В остальном они подчиняются правилам, как и простые шашки.