Беспризорные
Число играющих — от 2 до 7 человек.
Принадлежности игры. Требуется расчертить карту, согласно рисунку. Необходима косточка, с цифрами на гранях — от 1 до 6, и шашки по числу играющих; шашки должны отличаться друг от друга размером или цветом (пуговицы и т. п.) Затем нужно вырезать из картона или бумаги семь кружочков, которые будут изображать собою беспризорных.
Описание игры. Играющие (пионеры) из детского дома отправляются в город и забирают встречающихся им на пути беспризорных к себе в детдом. Беспризорные расстанавливаются на квадратиках №№ 7, 14, 20, 27, 34, 41 и 48. Передвижение происходит по указанию косточки; какое количество очков покажет косточка, на столько квадратиков шашка подается вперед.
Если шашка играющего попадет на вертикально заштрихованный квадратик, то это значит, что он может пользоваться автобусом и в следующую очередь должен считать выкинутое количество очков втрое. Попав на горизонтально-заштрихованный квадратик, шашка получает право пользоваться трамваем и передвигается в следующую очередь вдвое быстрее. Если же шашка попадет на заштрихованный двойными штрихами квадратик, то это означает, что играющий сел на извозчика, что дает ему право, в следующую очередь, продвигая свою шашку вперед, прибавить еще 3 очка.
Правила игры.
1. Играющие могут продвигаться только вперед. Ходить назад или останавливаться на месте не разрешается.
2. Если играющий попадет на квадратик, где находится беспризорный, то последний забирается и отводится в детдом. Передвигаться с беспризорным в детдом можно или вперед или назад — где ближе, вообще по усмотрению играющего. При удаче одна шашка может за один круг подобрать несколько беспризорных.
3. Играющий, дойдя до № 49, не задерживаясь, сворачивает на № 1 и начинает передвижение сначала, если на карте остался хотя бы один беспризорный.
4. Когда все беспризорные подобраны, игра считается законченной. Выигрывает тот из играющих, кому удалось привести в детдом большее количество беспризорных.
Вариант. Помимо шашек и косточек, нужны еще билетики трех сортов — для автобуса, трамвая и извозчика. Играющий, попав на заштрихованный квадратик, получает на руки соответствующий билетик. Каждый, кто сел на трамвай, автобус или извозчика, сохраняет право ехать до тех пор, пока не попадет на квадратик с другим значением.
Так, например, едущий на извозчике, попав на вертикально-заштрихованный квадратик, слезает с извозчика, сменяя свой прежний билет на автобусный, и в следующую очередь едет на автобусе.
Кроме того, попав на заштрихованный квадратик, играющий должен посмотреть, какое значение имеет " данный №, и выполнить его, если это к нему относится.
№ 2. Остановка автобуса. Пропустить одну очередь.
№ 5. Остановка трамвая. Пропустить одну очередь.
№ 6. Стоянка извозчика. Пропустить одну очередь.
№ 9. У трамвая нет тока. Пропустить одну очередь и идти пешком.
№ 11. Остановка трамвая. Пропустить одну очередь.
№ 12. Лопнула шина у автобуса. Слезть и идти пешком.
№ 13. Стоянка извозчика. Слезть и идти пешком.
№ 15. У трамвая испортился мотор. Слезть и идти пешком.
№ 17. Остановка автобуса. Пропустить одну очередь.
№ 18. У извозчика сломалась пролетка. Пропустить очередь и идти пешком.
№ 21. Остановка трамвая. Пропустить одну очередь.
№ 23. У автобуса взрыв мотора. Пропустить одну очередь и идти пешком.
№ 25. Стоянка извозчиков. Пропустить одну очередь.
№ 28. Остановка трамвая. Пропустить одну очередь.
№ 29. Путь трамваю не свободен. Слезть и идти
пешком.
№ 32. Лошадь упала. Идти пешком.
№ 33. Трамвай сошел с рельс. Пропустить одну очередь и идти пешком.
№ 36. Стоянка извозчика. Пропустить одну очередь.
№ 39. Извозчик не объехал милиционера. Идти
пешком.
№ 40. Остановка трамвая. Пропустить одну очередь.
№ 42. Остановка трамвая. Идти пешком.
№ 43. Извозчик попал на трамвайную линию. Идти
пешком.
№ 44. Остановка автобуса. Пропустить одну очередь.
№ 46. У автобуса попортился мотор. Пропустить одну очередь и идти пешком.
В остальном игра протекает обычным порядком.
Настоящий вариант следует применять, когда играющие хорошо ознакомлены с игрой. Для большей наглядности на квадратик можно поместить соответствующий рисунок. Например, № 32. Упавшая лошадь... Возле нее стоит извозчик... Пассажир идет, энергично размахивая руками... Рисунки дают возможность почти не заглядывать в книгу и догадаться о том значении, какое имеет тот или иной заштрихованный квадратик.